Программы международного сотрудничества
флагманской площадки
проекта «УчимЗнаем»

Общая информация. Историческая справка

Совсем недавно понятия «госпитальная школа» вообще не существовало. В наиболее распространенном словоупотреблении «госпиталь» - это медицинское учреждение для оказания помощи военным. Однако на современном этапе развития госпитальной педагогики эти понятия вводятся и закрепляются, в том числе ведется работа по созданию научной школы данной области педагогики.

«Создатель и руководитель федерального проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» Сергей Витальевич Шариков.

Проекту «УчимЗнаем» 6 лет, но госпитальная педагогика имеет более давнюю историю и традиции. Вторая половина XIX века – период расцвета педиатрии, и уже в 1911 году в журнале «Педиатрия» можно прочитать замечательное определение:

«Задача педиатрии заключается в том, чтобы состояние здоровья ребенка позволяло ему максимально реализовать свой врожденный потенциал жизни»

(журнал «Педиатрия», 1911 г.)

 

Мы видим, что здесь не столько про медицину, сколько про жизненные цели, ценности и смыслы.

Поэтому госпитальная педагогика – это «поздний ребенок» педиатрии и педагогики. Как только стали появляться детские больницы, возникли практики обучения детей, находящихся на длительном лечении
https://www.youtube.com/watch?v=59f_dhhBBSE&feature=emb_logo.

О том, как развивалась госпитальная педагогика в России с конца XX века и по настоящее время подробнее в презентации создателя и руководителя флагманской площадки федерального проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» Сергея Витальевича Шарикова.

Долгое время единственным документом, который определял порядок обучения детей, находящихся на длительном лечении в детских больницах и на дому было письмо Министерства просвещения СССР 1981 года, работа педагога с детьми, находящимися на длительном лечении, оставалась как бы в тени системы образования. Однако результатом кропотливой работы руководителей и педагогической команды проекта «УчимЗнаем» стало выведение тематики на принципиально новый уровень, разработана модель госпитальной школы, доказавшая свою эффективность, внедряются подходы к созданию образовательной среды в детских больницах, большое внимание уделяется личности госпитального педагога, подготовлены и утверждены Министерством образования и науки и Министерством здравоохранения "Методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации” 

Безусловно, еще на этапе создания проектной идеи, директор ГБОУ "Школа № 109", Заслуженный учитель Российской Федерации, академик Российской академии образования, доктор педагогических наук Евгений Александрович Ямбург, президент ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» Минздрава России, академик Российской академии наук, доктор медицинских наук, профессор Александр Григорьевич Румянцев и автор проекта «УчимЗнаем», почетный работник общего образования Российской Федерации Сергей Витальевич Шариков учитывали международный опыт и лучшие мировые практики в обучении, сопровождении детей, находящихся на длительном лечении, и их семей.

Сегодня в развитии проекта «УчимЗнаем» выделяется три ключевых направления:

1стратегическое развитие модели госпитальных школ России на флагманской площадке,
2региональное развитие проекта в субъектах Российской Федерации и странах-участницах,
3развитие международных связей и программы обмена опытом с ведущими мировыми центрами оказания помощи детям с жизнеугрожающими заболеваниями и их семьям.

Руководитель программам международного сотрудничества

Вице-президент Русской ассоциации чтения, кандидат филологических наук Опытный педагог, методист, переводчик, Наталия Михайловна является постоянным участником комитета представителей стран-участниц Европейской ассоциации педагогов госпитальных школ HOPE от Российской Федерации, организует зарубежные поездки, выступает на конференциях, публикует материалы в научно-методических изданиях, сборниках
https://uchimznaem.ru/images/gruppa/chtenie.pdf
 https://www.youtube.com/watch?v=Nnr2BTCl8-U&feature=emb_logo.

Ключевые направления международного сотрудничества

Участие в деятельности HOPE в рамках достижения основных целей (продвижение права на образование с заболеваниями в соответствии с их индивидуальными потребностями в подходящей среде, определение и повышение профессиональной квалификации учителей, работающих в данной сфере и др.)

1
  1. Участие в крупных и значимых международных конференциях по актуальным проблемам образования.
2
  1. Участие зарубежных коллег в конференциях «УчимЗнаем» - Заботливая школа 
3
  1. Совместные проекты с отдельными школами, организациями, ассоциациями.

Участие зарубежных коллег в конференциях
«УчимЗнаем» - Заботливая школа

Всероссийские конференции с международным участием «УчимЗнаем» - Заботливая школа (2017, 2018 и 2019) имели очень широкое представительство иностранных коллег и партнеров.

Основные спикеры Конференций


Марианти Пападимитру

Марианти Пападимитру

Мона Мейстер, Лариса Петре

Мона Мейстер, Лариса Петре

Ян Хаверкате

Ян Хаверкате

Микаэла Пепонис

Меган Гилмор

Джина Дитоу, Каролина Кортезия, Джули Полман

Джина Дитоу, Каролина Кортезия, Джули Полман

Джина Дитоу, Каролина Кортезия, Джули Полман

Яцек Пежальски

Микеле Капурсо

Основные участники международных отношений – партнеры проекта «УчимЗнаем»

Участие в международных конференциях, форумах

  1. США. https://uchimznaem.ru/event/gospital-universiteta-san-frantsisko/
  2. Польша. https://uchimznaem.ru/event/uchastie-v-mezhdunarodnykh-konferentsiyakh-i-forumakh-poznan-polsha/
  3. Великобритания. https://uchimznaem.ru/event/uchastie-v-mezhdunarodnykh-konferentsiyakh-i-forumakh-oksford-velikobritaniya/
  4. Кипр. https://uchimznaem.ru/event/uchastie-v-mezhdunarodnykh-konferentsiyakh-i-forumakh-nikosiya-kipr/
  5. Эстония.
  6. Германия.

Опыт зарубежных стран разнообразен, интересен и востребован, однако системы такого масштаба и глубины проработки, как проектная модель «УчимЗнаем» нет нигде в мире, об этом также говорят сами зарубежные коллеги. Это подтверждается высоким доверием, которое оказывает проекту его ведущий партнер, компания Samsung Electronics.

Президент штаб-квартиры Samsung Electronics
по странам СНГ

«Мы знаем, что некоторые ребята сталкиваются с непростыми болезнями, которые надолго отрывают их от привычного образа жизни, учебы, друзей и родных. Но мы уверены, что все дети должны иметь равные возможности и достойное качество жизни. В этой связи компания Samsung Electronics рада поделиться современными технологиями и оборудованием для создания и работы инфраструктуры госпитальных учебных классов, чтобы дети, находящиеся на длительном лечении, успешно продолжали учебу и общение с учителями и школьными товарищами. Ведь это очень важный фактор для скорейшего выздоровления и успешной реабилитации ребят»

Саймон Сонг

 

Персоналии

Ян Хаверкате
Президент Европейской ассоциации педагогов, работающих с болеющими детьми (Амстердам, Нидерланды)

Микаэла Пепонис
Начальник департамента Министерства образования Гамбурга

Марианти Пападимитру
Руководитель ряда госпитальных школ в странах Европейского союза, член управляющего совета HOPE – Европейской организации педагогов госпитальных школ

Общий перечень мероприятий за 2015-2020 годы.

УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ФОРУМАХ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Дата/ Место
Мероприятие
Организаторы
Участники
Формат/ Тема выступления(й)
Ссылка